Официальный сайт Михайловского района Амурской области

Поиск
Перейти к содержимому

Главное меню

Прокуратура разъясняет

Прокуратура Михайловского района
Прокурор
Шкильняк Илья Владимирович
676680, п. Поярково, ул. Ленина, 29,
тел. 4-16-31, факс 4-18-58 (код 8-41637)

ЛЕСА ПОДЛЕЖАТ ОХРАНЕ ОТ ПОЖАРОВ
Амурская область относится к лесным регионам Дальнего Востока, общая площадь лесного фонда области составляет 30,5 млн. га, что составляет более 80 % от общей территории области.  
Леса воспроизводят чистый атмосферный воздух, очищают его, насыщает кислородом, необходимым для нашего дыхания. По некоторым данным один гектар хвойных лесов способен осадить до 30-35 тонн пыли в год, лиственный лес – до 70 тонн.
Очевидно, что обеспечение граждан чистым атмосферным воздухом, неразрывно связано с его воспроизводством лесами, переоценить важность сохранения которых невозможно.
Конституционный суд РФ в своих постановлениях неоднократно отмечал жизненно важную и многофункциональную роль лесного фонда, его значимость для общества в целом.
В 2019 году на территории Амурской области сложилась неблагоприятная пожароопасная обстановка, зарегистрировано 455 природных пожаров, общая площадь, пройденная огнем, составила 271733 га.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Лесного Кодекса Российской Федерации  (далее – ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров.
Согласно статей 51 – 60 ЛК РФ для охраны лесов от пожаров законодательством предусмотрен целый комплекс мероприятий: строительство лесных дорог, противопожарных водоемов, пожарных наблюдательных пунктов, устройство противопожарных минерализованных полос, локализацию и ликвидацию лесных пожаров, прием и учет сообщений о лесных пожарах, ограничения пребывания граждан в лесах и другие.
Указанные мероприятия проводятся органами государственной власти и местного самоуправления, арендаторами лесных участков.
Во исполнение требований ст. 53.5 ЛК РФ принят приказ Минприроды России от 06.09.2016 № 457, регламентирующий ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ.
Указанное ограничение вводится в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в следующих случаях:
- установления IV и V классов пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды при отсутствии улучшения пожароопасной обстановки в лесах в ближайшие 5 дней по данным прогноза метеорологических (погодных) условий;
- установления особого противопожарного режима;
- объявления чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.
С целью предотвращения посещения гражданами лесов осуществляется установка предупредительных аншлагов, шлагбаумов и контрольно-пропускных пунктов.
Вместе с тем, контроль за пребыванием граждан в лесах, разведением ими костров объективно невозможно обеспечить силами лишь государственных структур. Забота о лесах и собственной безопасности является делом каждого социально и экологически ответственного гражданина. Более того, сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам является конституционной обязанностью граждан (статья 58 Конституции РФ).
Весенне-летний период – пора отпусков и выходных на природе. Неосторожное обращение с огнем является одной из причин возникновения лесных пожаров. Для лесного пожара достаточно нескольких искр, огнем моментально охватывается огромная территория, и человек может просто не в состоянии утихомирить пламя. Особенно коварен ветер, о котором многие лесные туристы даже не думают, разводя костер на лесной поляне. А между тем, даже слабый ветер является крайне опасным для леса – искры быстро разносятся и легко могут спровоцировать пожар.
Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах предусмотрена ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с  ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
За нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима установлена более строгая административная ответственность: по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа на граждан до пяти тысяч рублей; на должностных лиц до сорока тысяч рублей; на юридических лиц до пятисот тысяч рублей; по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан до четырех тысяч рублей; на должностных лиц до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц до четырехсот тысяч рублей.
Действия правонарушителей, причинившие ущерб лесному фонду в результате пожара, влекут уголовную ответственность по ст. 261 Уголовного Кодекса Российской Федерации до 3 лет лишения свободы.
Бережное отношение к лесу сохранит лесной фонд и окружающую среду.
Благовещенская межрайонная природоохранная прокуратура


О пользовании недрами
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Пользование недрами на территории Российской Федерации регламентируется Законом Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 года № 2395-1, а также региональными нормативно-правовыми актами.
Субъекты Российской Федерации могут распоряжаться участками недр местного значения. К таким участкам относятся:
1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;
2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения  или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых,  составляет не более 500 кубических метров в сутки.
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения  осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (уполномоченный орган) по согласованию с федеральными органами управления государственным фондом недр.
С целью регулирования вопросов предоставления права пользования участками недр местного значения приняты Закон Амурской области от 30.06.2008 № 62-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти области при предоставлении права пользования участками недр местного значения» и постановление Правительства Амурской области от 12.05.2009 № 193 «Об утверждении Порядка предоставления и пользования участками недр местного значения».
На пользование участками недр местного значения министерством природных ресурсов Амурской области выдается лицензия на пользования недрами. Лицензия выдается по результатам аукционов либо на безаукционной основе. Первооткрыватели месторождений имеют преимущественное право на получение лицензии.
В Порядке предоставления и пользования участками недр местного значения, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 12.05.2009 № 193, описан перечень документов, которые необходимо представить в уполномоченный орган области и вся процедура получения лицензии или отказа в ее выдачи.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
В частности, к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование;
2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
3) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых – недопущение занятия смежных земельных участков, недопущение захламления территории карьеров.
Статьей 19 Закона РФ «О недрах» определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
В соответствии со статьей 37 Закона РФ «О недрах» задачами государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Государственный геологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор).
Незаконная деятельность в сфере недропользования как правило выражается в:
 самовольном пользовании недрами;
 выборочной (внепроектной) отработке месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых и других нарушениях рационального использования недр, приводящих к порче месторождения;
 самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;
 уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вод, а также маркшейдерских и геодезических знаков;
 систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами;
 неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Лица, совершившие правонарушения в сфере недропользования, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Административная ответственность подразумевает наложение штрафа от 3 000 до 1 000 000 рублей.
О нарушениях законодательства о недрах можно сообщить в министерство природных ресурсов Амурской области (Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 135, тел. 8-4162-23-16-40); Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора (Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, д. 221, тел. 8-4162-52-33-44); органы внутренних дел по месту совершения правонарушения (преступления); Благовещенскую межрайонную природоохранную прокуратуру (Амурская область, г. Благовещенск, ул. Артиллерийская, 24, тел. 8-4162-52-52-44).  


Вопросы охраны атмосферного воздуха в период неблагоприятных метеорологических услови
Неблагоприятными метеорологическими условиями являются метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха. В отдельные периоды, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, концентрации примесей в воздухе могут резко возрастать. Чтобы в эти периоды не допускать возникновения высокого уровня загрязнения, осуществляется заблаговременное прогнозирование таких условий. Прогнозы высоких уровней загрязнения воздуха являются основанием для регулирования выбросов.
С 01.11.2019 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», внесенные Федеральным законом от 26.07.2019 № 195-ФЗ.
Новеллы связаны с уточнением порядка проведения мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей. Так, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Кроме того, введено новое основание для проведения внеплановой выездной проверки в рамках государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха – поступление информации о неблагоприятных метеорологических условиях. В данном случае органом государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха будут проверяться вопросы осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. При этом согласование внеплановой проверки с органами прокуратуры не требуется, обязательным условием является извещение органов прокуратуры о проведении такой проверки.
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. В этой связи в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, внеплановые выездные проверки в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся, за исключением случаев поступления в органы государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха обращения, содержащего сведения о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде.
За нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, совершенные в периоды неблагоприятных метеорологических условий, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 8.1 или статье 8.21 КоАП РФ, которые предусматривают административное наказание от штрафа до административного приостановления деятельности.
Благовещенская межрайонная природоохранная прокуратура


ПРЕСС-РЕЛИЗ
Благовещенская межрайонная природоохранная прокуратура

«На территории Амурской области не допускается любительское рыболовство сетями»
В соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно.* если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
На рыболовных участках, выделенных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства, любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства).
Порядок'Осуществления любительского рыболовства определяется правилами рыболовства.
С 17.06.2019 вступили в силу Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Минсельхоза России от 23.05.2019 № 267, которые пришли на замену Правилам рыболовства, утвержденным в 2013 году.
Ранее действовавшие Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна допускали осуществление любительского рыболовства на рыбопромысловых участках по путевкам с использованием сетных орудий лова.
Новыми правилами рыболовства предусмотрено осуществление любительского рыболовства сетными орудиями лова только на реке Амур.
Однако, на реке Амур рыболовных участков, предназначенных для организации любительского рыболовства, не сформировано, что обусловлено запретом на вылов водных биоресурсов на большинстве участков реки Амур в Амурской области, который установлен соглашением о сотрудничестве в области охраны, регулирования и воспроизводства живых водных ресурсов в пограничных водах рек Амур и Уссури, заключенным 27.05.1994 между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР.
Таким образом, в настоящее время на территории Амурской области фактически не допускается осуществление любительского рыболовства сетными орудиями лова.
Благовещенская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что нарушение правил рыболовства предусматривает административную ответственность по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусматривает для граждан наказание в виде штрафа на граждан в размере до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Участие граждан в решении проблемы несанкционированного складирования отходов
По официальным данным в Амурской области находится 717 несанкционированных свалок отходов. В большинстве случаев такие свалки расположены на территориях, за состояние которых отвечают органы местного самоуправления. Несмотря на принимаемые меры по ликвидации мест несанкционированного складирования отходов, количество свалок не уменьшается.
За организацию несанкционированных свалок отходов предусмотрена административная ответственность. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) содержит ряд составов правонарушений за нарушения законодательства в области обращения с отходами.
В частности, в рамках осуществления государственного надзора протоколы по статье 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления) составляются Управлением Роспотребнадзора по Амурской области и Управлением Росприроднадзора по Амурской области, министерством природных ресурсов Амурской области. По данной статье возбуждаются дела об административных правонарушениях по фактам складирования отходов на территориях, необорудованных в качестве мест (площадок) для накопления отходов.
Частью 3 статьи 4.7 Закона Амурской области от 30.03.2007 № 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области» также предусмотрено наказание за организацию несанкционированной свалки отходов.
Назначение виновному лицу наказания способствует предупреждению совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Однако проблемой привлечения к административной ответственности является совершение таких правонарушений в условиях неочевидности. Зачастую установление лиц, причастных к данным фактам, достаточно затруднительно.
Нередко свидетелями подобных нарушений являются граждане, которые могут оказать содействие органам власти в решении проблемы складирования отходов на непредназначенных для этих целей территориях. Широкое распространение сотовых телефонов, смартфонов с функцией записи видео, фотографии значительно упрощает фиксацию данных нарушений. При этом наиболее ценным доказательством в данном случае является видеозапись процесса складирования отходов. По возможности следует запечатлеть государственные регистрационные знаки транспортных средств, из которых происходит выгрузка отходов, лица тех, кто допускает нарушения.
Благодаря использованию систем навигации, которыми оснащены смартфоны, на картографических сервисах можно сохранить местоположение несанкционированной свалки.
В дальнейшем собранный материал следует направить вместе с обращением в один из перечисленных ниже уполномоченных органов для организации ими проверок и принятия мер для привлечения виновных лиц к ответственности, а именно:
- в административную комиссию городского округа, муниципального района по месту совершения нарушения;
- в министерство природных ресурсов Амурской области (675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, 135, e-mail: mail@mpr.amurobl.ru);
- в Управление Россельхознадзора по Амурской области (675000, г. Благовещенск, ул. Заводская, 87, e-mail: Ld-70@fsvps.ru) – если нарушение допущено на землях сельскохозяйственного назначения;
- в Управление Росприроднадзора по Амурской области (675000, г. Благовещенск, ул. Амурская, 221, e-mail: rpn28@rpn.gov.ru) – в том случае, если выявленный факт имел место на земельных участках, не относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
В письменном обращении в обязательном порядке необходимо указать либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, изложить суть обращения, поставить личную подпись и дату. Также в обращении следует привести данные о времени совершения нарушения.
Только благодаря активной позиции населения можно существенным образом повлиять на сложившуюся ситуацию и уменьшить количество несанкционированных свалок отходов.
Благовещенская межрайонная природоохранная прокуратура


Правила безопасного обращения с биологическими отходам
Несоблюдение требований при обращении с биологическими отходами влечет негативные последствия для окружающей среды, создает риск распространения инфекций, опасных для человека.
К биологическим отходам относятся трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных, абортированные и мертворожденные плоды, а также другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
В соответствии с Законом РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» правоотношения в области обращения с биологическими отходами регулируются правилами в области ветеринарии.
В рассматриваемой сфере действуют Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469. Данными правилами предусмотрен ряд обязанностей и ограничений, возлагаемых на владельцев животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организаций, предприятий всех форм собственности, занимающихся производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
Прежде всего, владельцы животных в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.
Среди возможных способов утилизации таких отходов – переработка на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах), обеззараживание в биотермических ямах. Уничтожение биологических отходов осуществляется посредством сжигания. В исключительных случаях допускается захоронение биологических отходов в специально отведенных местах.
Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца. При этом транспортные средства, выделенные для перевозки биологических отходов, должны быть оборудованы водонепроницаемыми закрытыми кузовами, которые легко подвергаются санитарной обработке. Использование такого транспорта для перевозки кормов и пищевых продуктов запрещается. После погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование. Почву (место), где лежал труп или другие биологические отходы, дезинфицируют сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв. м, затем ее перекапывают на глубину 25 см.
Категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения. По этой причине складировать биологические отходы в мусоросборники, установленные для накопления твердых коммунальных отходов, не допускается.
Также запрещается сброс биологических отходов в водоемы, реки и болота.
Несоблюдение установленного порядка обращения с биологическими отходами влечет ответственность. Так, часть 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.



Поиск
Назад к содержимому | Назад к главному меню UA-30756088-1 http://mihadmin28.ru